Right menu

Обновления на сайте

Информация о наборе в профильные классы на 2024-2025 учебный год

Информация о наборе в профильные классы на 2024-2025 учебный год

Ушёл из жизни Семён Григорьевич Слободник

Он был учеником первого маткласса, выпущенного Николаем Николаевичем Константиновым. В 179-й школе преподавал с 2001 года, с самого начала участвуя в её втором рождении как математической школы.

Начало учебного года

Учебный год в школе начинается с торжественной линейки во дворе школы в пятницу, 1 сентября в 6 часов 179 минут (8 часов 59 минут).

Новый учебный год в школе № 179 начинается 1 сентября

Ждем учеников и гостей к 8:45 на церемонию поднятия Государственного флага Российской Федерации. Торжественная линейка традиционно начнётся в 6 часов 179 минут.

Светлой памяти Светланы Константиновны Ковалёвой

16 июля прошло прощание со Светланой Константиновной Ковалёвой (†10.07.2022),
много лет преподававшей физику в возрожденной школе №179.


День одного математика

Статья из газеты "Математика", No 9, 2007 г.

Николая Николаевича Константинова знают все математики. Многие из них учились либо у него, либо у его учеников. Он основал первые в России физико-математические школы, знаменитый Международный турнир городов по математике и Независимый Московский университет. Цель его работы - не только отличное обучение. Необычен нравственно-эстетический аспект деятельности Н.Н. Константинова и его сподвижников.

Трудно подсчитать, сколько всего учеников было у Н.Н. Есть люди, с которыми он занимался по несколько лет, а есть такие, с которыми общение длилось недолго, поэтому границу провести трудно. Сам Н.Н. говорит, что, наверное, несколько сотен. И многие из них пришли 11 марта в 179-ю школу на празднование "Дня математика". Конференцию под названием 'Что мне дало математическое образование в жизни?" открыл ректор Московского института открытого образования А.Л. Семенов. Он заявил, что встреча выпускников математических школ посвящена одному математику - Николаю Николаевичу Константинову, которому исполнилось 75 лет. Поздравить юбиляра съехались выпускники школ No 7, 57, 91, 179 (во всех этих школах работал Н.Н.), а также те, кто посещал математические кружки, организованные Константиновым, Беломорскую биологическую станцию МГУ (ББС), летние школы. Праздник готовила вся школа во главе с директором Т. Г. Ваулиной. Ученики щеголяли в майках с эмблемой "День математика", специально заказанных к знаменательной дате.

Теперь ученики Константинова сами стали маститыми учеными, докторами наук, профессорами, но Н.Н. остался для них первым учителем, который открыл им совершенно иной мир.

Константинов сумел изменить судьбу многих людей. Он не просто преподает математику, ему удалось выстроить целую систему образования. Выпускники его школ приходят учить новые поколения. Эта система важна не только в смысле математического образования; Н.Н. обращается к интеллектуальным ценностям, к честности в науке и в жизни. И это выходит за рамки общеобразовательных программ.

Виктор Тяхт, представитель первого выпуска 179-й школы (1973 г.), заявил, что физико-математические школы хороши не только тем, что в них учат физике и математике. Они хороша и тем, что учат культуре вообще и уметь делать всё: рубить дрова, петь песни, играть на гитаре.

Сергей Смирнов, ведущий научный сотрудник Института информатизации образования, окончил первый, так называемый "пробный", математический кружок, созданный Константиновым. В школах и раньше существовали математические кружки, но Н.Н. задумал свой проект реформы "снизу": в кружках создавать программу для будущих физико-математических классов. Для поддержания высокого качества обучении Константинов привлек для преподавания в школе как настоящих ученых, так и ребят, успевших за год освоить азы математического анализа. Так создалась система Константинова: старшие и младшие синхронно обучают друг друга. Одной из целей кружков было приобщить школьников к решению задач исследовательского характера.

В начале 1960-х годов начали создаваться первые физико-математические школы. К работе в них Константинова привлек Александр Семенович Кронрод, который хотел, чтобы люди получали от математики удовольствие. Физико-математические школы сыграли огромную роль в поддержании образовательного потенциала, который является в настоящее время нашим основным национальным достоянием.

Летние строительные отряды из учеников математических школ Москвы с 1967 года начинают выезжать на ББС. Выступившая на конференции Галина Соколова, руководитель первого биолого-математического класса в стране, рассказала, что этот класс тоже помог создать Н.Н., у которого всегда была мечта о смежных классах. Ведь математика - метод познания жизни, и поэтому она нужна и биологам. Первые летние отряды математиков на ББС нашли приют в доме, который отыскал и купил на свои 100 рублей Константинов.

Многие из участников "Дня математика" побывали в летних трудовых лагерях, созданных Константиновым в Эстонии. В этих лагерях ребята не только помогали местным жителям в сельских работах, но и каждый день проводили семинары, слушали лекции. После объявления независимости Эстонии лагерей не стало, но Константинов не успокоился. Он создал летнюю школу в Калужской области - в том месте, где была старинная деревня Городец. Помог в этом деле один из бывших учеников Константинова, теперь бизнесмен, Сергей Разумов. Раньше на месте деревни было охотничье хозяйство. Когда охоту в национальном парке "Угра" запретили, Разумов приобрел хозяйство с двумя домами за очень небольшую цену. Студенты и школьники приезжают туда группами, часто с родителями. Опытные преподаватели проводят с ребятами занятия. Программа бывает очень плотной, по пять часов в день. Трудно переоценить важность таких занятий. Например, урок ботаники проходит в лесу; история изучается не по книгам, а по памятным местам "стояния" на Угре. Главный принцип - всё делать самим, не взваливая заботы на других.

На юбилейной встрече был Сергей Дориченко, один из учеников Константинова, ныне он преподает в 179-й школе и является председателем жюри Международного математического турнира городов. Дориченко не только сам активно работает в этой системе, он привлек к работе и всех своих учеников. Президентом Турнира городов является сам Н.Н. Константинов. Турнир был создан в 1980 г. при непосредственном участии академика А.Н. Колмогорова. Сейчас в Турнире участвуют 120 городов из 25 стран. Главное в Турнире то, что он открыт для всех желающих, и школьники решают задачи на местах, им не надо никуда выезжать.

Большинство участников праздника занимались в кружках, учились в школах, где преподавал Константинов, встречались в эстонских лагерях. Теперь они сами преподают математику у нас в стране или за рубежом.

Масса цветов, подарков наполнили актовый зал. Зная, что Константинов прекрасно играет на гитаре и поет, бывшие ученики из разных выпусков подарили ему две гитары - наверное, в надежде на то, что Константинов создаст свой ансамбль. И скорее всего, это ему будет по плечу. Недаром один из выступавших высказал мысль: "Если бы в зале сидело несколько таких людей, как Константинов, все мы взлетели бы на воздух от огромного заряда энергии". Казалось, немыслимо сделать столько одному человеку за одну жизнь! Но главным своим делом Н.Н. считает создание Независимого Московского университета (НМУ). Это негосударственный университет, но в нем не берут денег со студентов и даже платят им стипендию за счет грантов многочисленных организаций, которые поддерживают науку. Особенность НМУ в том, что в нем все время экспериментируют. Если есть что-то новое в науке, это новое тут же появляется на каком-нибудь спецкурсе. В НМУ - свобода преподавания, поэтому преподаватели хотят работать.

В НМУ у Н.Н. совершенно уникальная должность - "основатель". В ведомости НМУ он так и значится: "Основатель университета". Это решение было принято правлением университета, когда самого Константинова не было на заседании, и стало для него огромным сюрпризом! Константинов спросил, можно ли с этой должности человека уволить и взять другого? Члены правления сказали, что нет, потому что это не вакантная должность, а почетная.

У Константинова масса интересных дел, невероятно напряженный рабочий день, но он продолжает работать в школе: "Если я отойду от школы, то, боюсь, произойдет "сдвиг критериев". Человек забывает, ради какой цели он трудится, творит. Если я работаю со школьниками, то вижу самые первые шаги их образования. А в Турнире городов представлены чемпионы мирового уровня. Надо видеть весь диапазон работы, которой ты занимаешься".

В речах многих выступавших звучала одна и та же мысль: система, созданная Константиновым, относится не только к образованию. Это система особых интеллектуальных ценностей, которая учит умению до конца отдавать свою жизнь благородному делу, не требуя ничего взамен. Горячими аплодисментами встретили все присутствующие самую краткую, но эмоциональную речь С. Слободника, выпускника 1966 года: "Мы самые древние его ученики, и мы классные ребята! Давайте поздравим Николая Николаевича! Я в восторге от той жизни, которую он мне внушил!" Алексей Семенов добавил: "Спасибо Николаю Николаевичу за наше счастливое детство!"

В ответ Константинов поблагодарил всех присутствующих: "Спасибо всем, но все слова относятся к моим учителям и прежде всего к А.С. Кронроду. Все исходные позиции моих убеждений - от него. Я учился на 2-м курсе физфака и пришел на семинар, который вел на мехмате Кронрод. Так вот, он не позволил мне в течение всего занятия чего-нибудь не понять. Тогда я понял, что нельзя читать лекции в пространство. Весь смысл в том, чтобы донести до учеников содержание лекции. Нельзя не вспомнить и директора школы No 179 Екатерину Харлампиевну Дмитриеву. Если бы не она, то не было бы и математической школы".

В конце конференции развернулась горячая дискуссия о том, что из себя сейчас представляет математическое образование в России и куда оно движется. Были мнения, что российское образование стоит на месте, но при этом уровень его все-таки выше, чем на Западе. Объясняется это тем, что в России сохраняется обучение по принципу "как и почему", а не просто "как". Были и другие соображения, но на вопрос: "Хотите ли вы уехать за границу работать?" - большинство присутствующих ответили отрицательно. Многие сошлись во мнении, что образование часто определяется преподавателями и не зависит от того, в какой школе вы учитесь. Все согласились с тем, что математическое образование дает возможность освоить любую специальность. Стоит привести хотя бы примеры крупных предпринимателей Сергея Разумова и Игоря Вайн-штока - учеников Константинова.

Мы обратились с вопросом к юбиляру: "Николай Николаевич, как Вы оцениваете состояние математического образования в России?"

Я отмечаю в математическом образовании и деградацию, и прогресс. В средней полосе России, от Ярославля до Омска, имеется примерно два десятка городов, где ведется большая работа по привлечению школьников к науке. Это уникальная работа, равной которой нет в мире. Но это касается продвинутых школьников, а положение с массовым образованием все время ухудшается, потому что учителя уходят из школы. Есть много школ, где вообще нет математики и физики. Надо продвинуть образование всего народа, а не выделять гениев на таком фоне, который помогает гениям почувствовать, что они из себя представляют. Продвинутое образование для более сильных школьников должно опираться на не очень высокий, но надежный уровень массового образования. Это как в спорте - если не будет массового спорта, то откуда же возьмутся чемпионы?